«Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен


с. 1
Отличительные черты «Петровского барокко»

1. «Петербургский манир»


архитектуры был

рационален,
прост, ясен, спокоен
и в тоже время проникнут
праздничным настроением.

 

 



 

2. Строгая симметрия планов и объемных построений,


уравновешенность
.

Приведение к симметрии требует выделения центра композиции.

По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.

 

Особо представительные в градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.

 

 



3. Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
 


4. Плоскостная трактовка

пластического убора зданий.

 Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.

 

 

5. Многоцветная архитектура.



Оштукатуренные кирпичные

стены требовали покраски.

Предпочитали активные 

красные, зеленые, синие тона::

на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.

 

 



 

6. Оконные проёмы
прямоугольной или
арочной формы имели
обрамление:
плоский наличник
с характерными
расширениями по углам –
«ушами».

 

 



7. Сдержанное, по сравнению  с европейским барокко, использование декоративных элементов. 

8. Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

 

 Основные памятники «петровского барокко»,


сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.

 

Летний дворец Петра I  (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716).


 Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино


Дворец Меншикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727). Д.-И.Фонтана, И.-Г.Шедель, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови

Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733). Д.Трезини.

Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)

Петровские ворота Петропавловской крепости  (Заячий остров) (1717 – 1718).  Д.Трезини, Н.Пино

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря  (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725).  Д.Трезини

Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734).
Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов


Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742).
Д.Трезини, Л.-Т.Швертфегер


Основные памятники «петровского барокко»
в пригородах Санкт-Петербурга: 


Дворец Меншикова  (Ораниенбаум) (1710 – 1713).  Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель

Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 – 1723).
И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино


Монплезир  (Петергоф) (1714 – 1723). А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти

Большой дворец   (Стрельна) (1719 – 1726). Н.Микетти, М.Г.Земцов

 Марли  (Петергоф) (1720 – 1730). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино



Эрмитаж  (Петергоф) (1721 – 1725). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон



       
с. 1

скачать файл

Смотрите также: