Н. Г. Шаймердинова


с. 1



Н.Г. Шаймердинова,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русской филологии

Евразийского национального университета им.Л. Гумилева

(Астана, Казахстан)

Отражение в языке древнетюркской картины мира

Когнитивная методология открывает большие возможности для диахронических исследований. Изучение древнетюркских Орхонских памятников раннего средневековья (VII – VIII вв. н.э.) в рамках когнитивной лингвистики позволяет выявить древнетюркскую картину мира, понять ментальный мир и важнейшие ценностные смыслы древних тюрков, репрезентированные в текстах памятников Кюль-тегин, Бильге-каган, Тоньюкук, Кули-чор. Картина мира есть нечто иное, как образное представление человека о мире, которое возникает в сознании человека вследствие кодирования им предметов окружающей действительности [1, с.36]. Это представление фиксируется, в первую очередь, в языке как в первичной знаковой системе, а также в знаках «вторичной моделирующей системы», к которым относятся мифы, фольклор, живопись, музыка, кино, архитектура и многое другое. Когда речь идет о древних цивилизациях, то картина мира чаще всего определяется как модель мира (К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, Б.Успенский, Вяч. Иванов, В.Н. Топоров). А.Я. Гуревич, исследуя особенности средневековой культуры, пишет, что термин «модель» он считает равнозначным для таких понятий, как «модель мира», «картина мира», «видение мира»[2, c.25].

На наш взгляд, картина мира древних цивилизаций, в том числе и древнетюркская, воссоздается, с одной стороны, через «отпечатки» и «следы» предметов материальной культуры, с другой – через языковые средства этих памятников. К предметам материальной культуры Орхонских памятников относятся храмы, на стенах которых изображены походы и сражения, каменные оградки с растительными узорами и зооморфными изображениями, скульптуры людей и животных, фрагменты домашней утвари, каменные балбалы, простирающихся на многие километры, и все в совокупности сохранившие знания о древнетюркском мире (Н.М. Ядринцев, В. Томсен, В.В. Радлов, П.М. Мелиоранский, А.Г. Гейкель, В.Л. Котвич, А. Бернштам С.Г. Кляшторный, Л.Н. Гумилев) [3, с. 11].

К языковым средствам памятников относятся кванты знаний о мире категории и концепты, которые установлены нами на основе регулярно повторяющиеся бинарных/небинарных языковых выражений: Teŋri, Umaj -Jer-Sub (Тенгри-Умай и Земля-Вода); tört buluŋ (четыре угла); öŋjeki-qurjaqy (восток - запад); jyrjaqy-berjeki (север - юг); üst-asta (верх - низ); öŋden-qurdan (вперед - назад); jaqyn-uzaqy (близкий - далекий); kün-tün (день - ночь); berden-jyrdan (справа - слева); saryɣ-qaryɣ (светлый - темный); kök-qara (голубой - темный); ata-uruq (предок - потомок); jarqan-meŋgü (творимое - вечное); jalqy-üküs (единичность - множественность); аz-üküs (малочисленный - многочисленный); qaɣan-bodun (каган - народ); kentü-jat (свой - чужой); аqlaqčy-kišig (старший - младший); tirig-ölüt (жизнь -смерть); čyɣai-baj (неимущий - богатый); alp-er (герой - муж); tegüt-süŋüš (походы и сражения); еr oɣly-qyz oɣly (мужской - женский); türük bekleri-sübašy (тюркские беки и военоначальники); türük-tabɣač (тюрки - табгачи - китайцы); türük- türgeč (тюрки - тюргеши); türük-qyrqyz (тюрки -кыргызы); türük-toquz-oɣuz (тюрки - тогыз-огузы); türük bile jat bodun (тюрки и другие народы); tizilig-bašlyɣ (имевших колени - имевших головы); joqčy-šyɣytčy (плачущие - скорбящие); balbal-meŋgü taš (балбалы-вечный камень); Qadyrqan jyš-Ötüken jyš (Кадырканская чернь - Отюкенская чернь); Temir qapyɣ-Ötüken jer (Железные ворота - Отюкенская земля).

Если сравнить древнеславянскую и древнетюркскую модели мира, то в славянской модели мира, исследованной В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым, ключевые понятия проявляются в словах дом, лес, доля, вода, суша, нечистый, главный-неглавный, четный – нечетный, чистый-нечистый, вареный – сырой и т.д. [4, c.17-54]. Эти концепты отражают славянскую картину мира, присущи славянской ментальности, мировидению и миропониманию.

В древнетюркской модели мира ключевые понятия, инициирующие образ жизни тюрков, их миропонимание, мировосприятие и ментальность отражаются в словах и выражениях: Тенгри, «четыре угла», походы и сражения, каган, тюркский народ, враги, табгачи, ночью не спал- днём не сидел без дела, имевших головы-склонить их - имевших колени-преклонить их, Отюкенская земля, Темир-Капыг и многие другие. Именно в этих категориях и концептах проявляются познания и жизненный опыт древних тюрков, «портретирование» и классификация мира по определённым признакам, т.е. языковые значения дают возможность выявить весь спектр знаний о древнетюркской цивилизации. Таким образом, реализуется дихотомия от значения к знаниям, от языковой формы к когниции как познавательной единице мира и мышления.

В реконструированной древнетюркской модели мира нашло отражение понимание тюрками универсальных, общечеловеческих категорий (времени, пространства, количества), экспликация их духовных начал или верховных божеств, раскрытие социальных проблем и ценностных отношений, определение этнокультурных традиций. Указанные смыслы позволяют структурировать древнетюркскую модель мира следующим образом:


  • верх – низ, Тенгри-Умай - Земля-Вода раскрывают верование древних тюрков, концептуализируют мировоззренческие духовные начала;

  • «четыре угла», восток - запад, север - юг, вперёд – назад, близкий – далёкий, солнце - ночь, справа - слева, Кадырканская чернь – Темир-капыг, Отюкенская чернь представляют пространственные параметры;

  • предок - потомок, творимое – вечное, вечный камень и вечный « эль» выражают понимание времени;

  • единичность-множественность, малочисленный – многочисленный передают количественные представления;

  • каган – народ, свой - чужой, старший – младший, неимущий – богатый, мужской – женский; тюркские беки и военачальники – народ, герой-муж (Кюль-тегин) раскрывают социальные отношения в древнетюркском обществе. В социальных отношениях образ Кюль-тегина является центральным, ибо вооруженный всадник на коне является символом всей средневековой номадической культуры;

  • тюрки - табгачи, тюрки - тюргеши, тюрки -кыргызы, тюрки - тогуз-огузы, тюрки и другие этносы, «имевших колени» - «имевших головы», выражающие взаимоотношения с внешним миром, с другими государствами и отношение к родственным племенам;

  • жизнь-смерть, плачущие – скорбящие, балбалы - вечный камень, характеризующие этнокультурные представления - традиции, обычаи, ритуалы.

Таким образом, в древнетюркской картине мира (модели мира) ключевыми оказались универсальные понятия времени, пространства, количества, мировоззренческие представления о верховных богах, социальные отношения, раскрывающие проблему - правление древнетюркских каганов и их взаимоотношения с народом, жизнь и подвиги древнетюркских героев (Кюль-тегин, Кули-чор), походы и сражения, взаимоотношения с врагами и родственными племенами и этнокультурные константы (традиции, ритуалы, обычаи) как формы превращенного сознания.

Литература




  1. Шаймердинова Н.Г. Репрезентация в языке древнетюркской картины мира. – Астана: Арман-ПВ, 2009.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Изд-во
    «Искусство», 1972.

  3. Жолдасбеков М. Сарткожаулы К. Атлас Орхонских памятников (перевод Жолдасбеков М., Шаймердиновой Н., Сарткожаулы К. ). – Астана: Кюль-тегин, 2006.

  4. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Славянские моделирующие семиотические системы. – М.: Наука, 1965.

с. 1

скачать файл

Смотрите также: