Микеланджело Буонарроти


с. 1
27000

Микеланджело Буонарроти


Вот уже более 500 лет жизнь и творчество этого человека служит на пользу людям. Наследие его огромно. Его вера в силу духа и человеческие достоинства велика. Он появился на свет 6 марта 1475 г. У жены подеста (градоначальника) Лодовико ди Лионардо Буонароти Симони недалеко от Флоренции в небольшом итальянском городке Капрезе. Мальчику дали имя Микеланджело (Микельаньоло). Кормилицей у него была жена каменотеса. Поэтому позднее как бы в шутку Микеланджело скажет Джорджо Вазари, итальянскому живописцу и историку искусства следующее: «Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи.»

После окончания исполнения обязанностей подеста в 1485 г. Семья Буонаротти переезжает во Флоренцию и поселяется в трех милях от нее на полученный ими от предков старинного, но обедневшего дворянского рода графов Каноссы вилле в Сеттиньяно. Эта местность была каменистой, богатой крупными залежами известняка, которые непрерывно разрабатывались местными каменотесами и скульпторами. Возможно, что в это время и зародилась любовь Микеланджело к камню и скульптуре.

Семья Людовико Буонаротти была большая (кроме старшего брата у Микеланджело было 3 младших брата), сам глава семейства был небогат и поэтому он решил приспособить своих детей к шерстяному и шелковому делу. Микеланджело же отдают в школу Франческо да Урбина. Вазари пишет, что по своей природной одаренности Микеланджело стал стремиться к рисованию, на которое употреблял тайком всё свободное время за что отец и учителя его бранили, а порою и били, считая, вероятно, что стремиться к этому неведомому им искусству есть дело низкое и недостойное их рода.

Но способный Микеланджело, хотя и делал успехи в учебе, искал общения с художниками, копировали картины в церквях, наблюдал за работой скульпторов и живописцев.

В это время Микеланджело заводит дружбу с Франческо Граначчи, который был учеником у художника Доменико Гирландайо. И здесь Микеланджело одерживает первую победу. Отец, по природе добрый и религиозный, не выдерживает натиска сына, видя, что оторвать его от живописи невозможно, сдается и при поддержке Франческо Граначчи отдает 14-летнего Микеланджело в мастерскую Доменико Гирландайо.

Доменико Гирландайо, сам мастер, удивляется, как профессионально трудится Микеланджело. Он по способностям превосходит многих других учеников, приближаясь в своих работах к работам самого мастера. Микеланджело настолько быстро растет профессионально, что ему становится тесно в рамках мастерской Гирландайо.

Асканио Кондиви, ученик и биограф Микеланджело, рассказывает как однажды Граначчи повел Микеланджело в сад Медичи в Сан Марко. В этом саду Лоренцо Великолепный (правитель Флоренции семейства Медичи), отец папы Льва, человек выдающийся во всех отношениях, собрал много античных статуй и других фигур, которые ему нравились. Когда Микеланджело увидел их и оценил их... никуда больше не ходил, а целые дни оставался там как в лучшей школе искусства и копировал.

Переход в 1489 г. в художественную школу Лоренцо Великолепного (Медичи), одного из выдающихся фигур эпохи возрождения, гуманиста, покровителя поэтов, мецената, коллекционера античности позволил Микеланджело изучить передовые гуманистические идеи прославленных философов и поэтов того времени, а также впитать их, а покровительство Лоренцо Великолепного юному Микеланджело способствовало вхождению его в круги флорентийской интеллигенции. Он обучается скульптуре у Бертольдо ди Джованни и создает первые свои произведения в мраморе – «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы». И только в 1492 г. когда умирает Лоренцо Великолепный, Микеланджело возвращается домой.


„Пьета“

В это время политическая ситуация во Флоренции, как и во всей Испании, обостряется. В городе резко возрастает тирания Медичи, правителей города. Рушатся свобода и республиканские традиции, Флоренция бурлит. Пьетро Медичи вступает в сговор с французским королем Карлом VIII, войска которого двигаются на Флоренцию, чем вызывает возмущение жителей города. В городе восстание. Медичи изгоняются из города и республика восстановлена. В эти напряженные дни смутного времени 17-летний Микеланджело покидает город. Венеция, Болоньяненадолго и в 1496 году он переезжает в Рим.

В Риме Микеланджело создает статую «Вакха», другие работы. Однако самый крупной работой в этот период становится мраморная группа «Пьета» («Оплакивание Христа »), которую скульптор создавал по заказу кардинала ди Сан Дчониджи для собора Святого Петра с 1498 по 1500 годы. В этой композиции Микеланджело нарушает традицию, изображая богоматерь молодой, подчеркивая этим высокую одухотворенность образа богоматери и ее чистоту. На коленях у матери безжизненное тело сына. «Горе матери безмерно, которое перерастает из личного горя в горе всего человечества», пишет искусствовед В. Лазарев. Богоматерь прекрасно даже в скорби. Ни один скульптор не мог достичь таких линий, такой тонкости и красоты, обработать так мастерски мрамор, как это сделал Микеланджело. Когда „Пьета“ была выставлена на обозрение в Капелле Марии собора Святого Петра в Риме и восхищению не было предела, эту скульптурную группу (высота ее 1,75 м.) приписали миланскому скульптору Христофера Солари. Узнав об этом, Микеланджело пришел со светильником ночью в церковь и на перевязи, идущей через плечо богоматери, резцом выгравировал «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Скульптору тогда было всего лишь 25 лет.

Следует отметить, что сейчас скульптура «Пьета» отгорожена от людей особо прочным стеклом толщиной 2 см, что связано с имевшимся фактом вандализма в 1972 г. Турист, безумец из Австрии стал молотком крушить скульптуру, отбив руку, нос и повредив глаз богоматери. Было подобрано более 50 осколков. Семь месяцев кропотливого труда потребовалось реставраторам, чтобы восстановить скульптуру.

После этой работы Микеланджело может считать себя скульптором. «Мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной», напишет он позднее.

Но таких одержимых скульпторов мир не знал.

Скульптура становится его смыслом жизни, он отдает ей каждую минуту. И эта любовь заставляет его искать одиночество. Об этом говорит Вазари: «Никому не должно показаться новостью, что Микеланджело любил уединение; он обожал искусство, которое обязывает человека к одиночеству и размышлению и не правы те, кто видел в этом чудачество и странность...» Иные считали поэтому его гордецом, но он также им не был. Полностью отдаваясь своей работе и зная, чего он хочет достигнуть, Микеланджело все подчиняет своей страсти. Мрамор - скульптура, мрамор – скульптура и ничего другого. Он становится неистовым в своем творчестве и, к сожалению, никого не считает себе равным. Ни Леонардо да Винчи, ни позднее Рафаэля. До нас дошло много его отзывов о работах других художников, как спорных, так и язвительных. Даже в отношениях с папами и властью он не прогибался: «Он страшен... С ним нельзя иметь дела», говорил папа Лев X и в то же время поручал ему выполнения своих заказов.

Микеланджело настроен по отношению ко многому критически зло и беспощадно. Женщины его не привлекают. Везде он видит врагов и завистников и это не без причины. Из них самый непримиримый архитектор Браманте, который пытался отстранить его от скульптур, поскольку видел его силу и совершенство. «У меня нет друзей, да и не хочу я их иметь», - признается он как то одному из братьев.

Микеланджело становится мало дня. И он ночью под свет светильника продолжает творить. Ему нужно кромсать мрамор, извлекая из него живую плоть человеческую.
«Давид»

Микеланджело продолжает работать в Риме, но друзья, которых у него не много, зовут его во Флоренцию. Тем более, что генфалоньер (глава правительства) Пьетро Содерними к нему дружески расположен. Ему предлагают для работы большую глыбу мрамора, правда из нее уже пытались высечь статую «Гиганта», но только испортили мраморный блеск.

Микеланджело приезжает во Флоренцию и, получив заказ, в мастерских Попечительства собора Санта Мария дель Фьоре находит решение, как исправить испорченный мрамор. Работа будет длиться около 3-х лет. Микеланджело будет высекать не абстрактного гиганта, а библейского героя Давида, защитника своего народа. Давид будет высотой 5,5 метров, он – перед боем с Галиафом, держа в поднятой руке пращу. Библейский сюжет таков. Война между племенами израильтян и филимистян. Войска противников стоят друг против друга. Давид, сын знатных родителей, наемный отцовский скот, случайно оказывается среди израильских воинов. Он решает сразиться с противником. От противников выходит навстречу Голиаф. Давид, сбросив доспехи, ему данные, берет пращу и камнем, пущенным из пращи, поражает в лоб Голиафа. Голиаф падает замертво. Враги обращаются в бегство.

Ни одно созданное Микеланджело не удостоилось таких похвал современников, как скульптура «Давид». До этого сограждане ещё сомневались в его искусстве. Но эта скульптура поразила всех. По смелости моделировки, по уровню исполнения, по силе воздействия она не имела себе равных. Микеланджело выразил в скульптуре свою мысль, что человек – самое прекрасное в мире. Он возвеличили подчеркнул физическую и духовную красоту человека. «Не родился еще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей» - слова Микеланджело. Если обратить свой взгляд на фигуру Давида, здесь можно увидеть мощь, силу, спокойствие, уверенность в себе, ненависть к врагу, а посмотрев на кисть опущенной руки, создается впечатление, что по ее венам, которые видны, пульсирует кровь.

Микеланджело было 29 лет, когда статуя была закончена и установлена у Палаццо Веккио во Флоренции. Собрался совет художников, скульпторов, представителей властей города. И здесь произошел курьезный случай. Пьетро Содернини нашел, что статуя исполнена великолепно, однако нос слишком длинен. Чтобы защитить своего «Давида» от некомпетентных пожеланий, Микеланджело взбирается по лестнице с резцов в руках, захватив незаметно мраморной пыли с пьедестала, и, делая вид, что исправляет нос, просыпает мраморную пыль вниз. Обратившись затем к Содернини, он спрашивает у него как теперь и получает ответ: «Теперь мне больше нравится, вы придали статуе больше жизни».

После создания «Давида» слава догнала Микеланджело и уже не отпускала от себя. Теперь для него нет невыполнимых работ. Только за счет труда, без сна и еды. «Одержимый яростью своего гения он уже не знал покоя до самой смерти» (Ромен Роллан). За эти годы он создает статую «Мадонна Брюгге», украшающую алтарь собора Нотр-Дам в г. Брюгге, выполняет мраморные тондо «Мадонна Маддеи», «»Мадонна Питти», пишет картину «Мадонна Дони» (единственная его живописная работа) и выполняет для фрески зала «Совета 500» Синьории картон «Победа флорентинцев над пизанцами в 1364 г.


Микеланджело и папа Юлий II

Наступает 1505 г. и папа Юлий II поручает Микеланджело выполнить заказ на исполнение папской гробницы, пообещав хорошую оплату. Микеланджело приступает к работе. Папа одобряет проект гробницы, который по словам Д. Вазари являлся «лучшем свидетельством талантов Микеланджело и превышал все.» По проекту предполагалось, что гробницу будут украшать 40 мраморных фигур, каждая из которых выше человеческого роста. Грандиозный проект требовал большой подготовки и усилий по подбору подходящего мрамора и его доставки в мастерскую. Микеланджело с двумя подмастерьями отправляется в город Каррара, где идет разработка мрамора, и в течении 7 месяцев работает в каменоломнях. Мрамор есть, но Юлий II неожиданно отказывается оплатить его и происходит разрыв с папой. Микеланджело в гневе. Неслыханная дерзость, он без разрешения папы покидает Рим.

Безмерная абсолютная власть папы и гений Микеланджело столкнулись друг с другом и Юлий II решил идти на примирение. Микеланджело выполняет большую бронзовую статую папы для установки на фасаде церкви Сан-Петронио в Болонье, а затем Юлий II поручает ему распись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.

Что касается гробницы планы Юлия II неоднократно менялись и в конце концов работы по завершению окончательного варианта растянулись на 40 лет. Гробница не вышла такой, какой ее задумал Микеланджело первоначально, но о ее величине говорят фигуры «Моисея» и не вошедшие в окончательный вариант «Победитель», его «Расы» («Умирающий рай», «Восставший раб», 4 фигуры «Рабов», оставшиеся незаконченными), а так же фигуры «Рахиль» и «Лия» в окончательном варианте, как символы созидательной жизни и жизнедеятельной.

Из Библии мифический предок израильского народа Иаков у водоема встретил красавицу Рахиль и хотел на ней жениться, но по обычаю вынужден был раньше жениться на старшей сестре Лие, а потом уж на младшей Рахили.

Небольшая церковь Сан-Пьетро ин Винколн, бывшая приходская церковь Юлия II , не позволяла вместить все те скульптуры, которые изваял Микеланджело для гробницы. В скульптурах «Рабов» мы видим прекрасные молодые тела и их стремление к свободе, внутреннюю борьбу человека за освобождение от пут.

Но и в таком проявлении окончательного варианта гробница является одним из наиболее прославленных творений эпохи Возрождения. Центром гробницы служит скульптура «Моисей», пророк, который согласно Библии вывел израильтян из египетского плена в Палестину и дал им законы. (Высота скульптуры достигает 2,5 метров). Микеланджело видел в образе Моисея освободителя своего народа и переносил этот образ на ожидаемого героя- вождя, который бы освободил Италию от полчищ «варваров» - завоевателей ее.

Перед нами сидящая мощная фигура Моисея с жестоким и властным с жестоким и властным лицом. Его взгляд устремлен в будущее, туда, где надо вести борьбу за правое дело.

Принято считать, что он изображен в тот момент, когда он увидел, что его народ преклоняется перед золотым идолом. Моисей в гневе, он готов к борьбе. Кудри густых волос как бы образуют два рога – символы силы и власти у древних евреев. Фигура Моисея верх совершенства. Техника исполнения Микеланджело дошла до того, что волосы кажутся тонкими, легкими, мягкими, расчесанными, а драпировка производит не менее сильное впечатление, как отмечали современники. «Какое наслаждение... когда досыта удовлетворяешься совершенством. Ведь эти руки, жили с кровью переданы с полнейшей свободой резца, нигде недомолвки нет» - писал русский художник В.И. Сурков.

Сикстинская капелла

В 1508 г. когда папа Юлий II велел украсить свод Сикстинской капеллы, Микеланджело было 33 года. Сикстинская капелла служила долговой церквью для пап и имела размеры 40 метров в длину,13 метров в ширину и 20 метров в высоту. Главный архитектор собора Святого Петра Браманте, которого Микеланджело хотел обвинить в обкрадывании ватиканской казны, настоял поручить роспись капеллы Микеланджело, таким образом заставив его заниматься не свойственной ему работой – фресковой живописью. Браманте надеялся, что Микеланджело впадёт в отчаяние и завалит работу, так как он никогда не работал с фресками. Обучаясь у Доменико Гирландайо во Флоренции в юные годы Микеланджело ознакомился лишь с основами фресковой живописи и опытом не обладал. Несмотря на это он берётся за такой грандиозный труд и выходит победителем в борьбе с Браманте.

Приступив к работе Микеланджело решает разделить весь свод вниз от колонн и пилястров арками на девять полей разных размеров, на которых он напишет картины на сюжеты из Ветхого завета, а именно:


  • Отделение света от тьмы;

  • Сотворение светил на небе и растений на земле;

  • Отделение воды от суши;

  • Сотворение человека (Адама);

  • Сотворение женщины (Евы);

  • Искупления и грехопадения;

  • Жертвоприношения Ноя;

  • Потоп;

  • Опьянение Ноя.

Картины будут чередоваться с изображением восседающих на тронах иудейских пророков, языческих сивилл и предков Христа.

Микеланджело разрабатывает новые составы красок на основе охры и воды для фресковой живописи. Он подготавливает рисунки картин, переносит их на картон и затем, приложив его к штукатурке, прокалыванием картона иглой переносит на потолок. Он разрабатывает технологию нанесения рисунка на вогнутые криволинейные поверхности. И в этой грандиозной работе всего два помощника – подмастерья.

300 гигантских объёмно – скульптурных фигур высотой до 3 метров каждая заселяют потолок Сикстинской капеллы, из них очень много обнаженных.

«Потрясающее по своей мощи произведение, исполненное духом бога – творца и разрушителя – грозного бога, в котором воплощена бушующая, словно ураган, могучая жизненная сила» – так оценил Сикстинский плафон Ромен Роллан.

Микеланджело поёт гимн творческой мощи и силе человека, в боге он видит первого художника и первого строителя мира. Здесь можно увидеть и божественное совершенство, и женственность, и высшую мудрость, и гордость, и отвагу, и взгляд в будущее, и тревогу, и стремление к свободе и жажду знания и торжество силы.

И всё это сочетается с красотой человеческих тел, без которой жизнь не существует. Все эти гигантские человеческие тела как бы парят в воздухе. Кругом действия, движения, сплетения тел. Апофеоз обнаженного человеческого тела здесь предельный, так как радость жизни полнее всего выражается через прекрасное обнаженное тело.

«Не существует в истории искусства произведения, столь трудного для восприятия. Смотреть его мука ..... мельтешит в глазах, невыносимо болит шея, так как все время приходится задирать голову кверху. Но муки эти во стократ искупаются тем наслаждением, которое ты, преодолев их, испытываешь». (Виктор Некрасов).

Если есть возможность, ложитесь на пол на спину или воспользуйтесь зеркалом, чтобы лучше рассмотреть этот шедевр.

4 года выполнял эту работу Микеланджело. Он подверг себя добровольной изнурительной пытке. Изолировавшись полностью от внешнего мира, лёжа на лесах, он расписывал свод. Краска лилась ему на лицо, ныло тело от неудобных поз. Но он продолжил творить. Эта тяжелейшая работа превратила молодого человека в старика. Будучи кроме всего прекрасным поэтом он так писал о себе:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу....

Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь – как у гарпий, череп мне на злобу

Полез к горбу; и дыбом борода;

А с кисти на лицо течет бурда,

Рядя меня в парчу, подобного гробу.

Сместились бедра, начисто живот;

А зад, в противовес, раздулся в бочку;

Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,

А сзади складкой выточена в строчку,

И весь я выгнут, как сирийский лук.

(перевод М.А.Эфрос)

Труд Микеланджело довольно хорошо оплачивается Юлием II. Однако Микеланджело на себя почти ничего не тратит. Непритязательная пища, хлеб, вино. Одежду он изнашивает до тряпок. Он спит мало, часто не раздеваясь и не разуваясь. Только много денег уходило на благовония. Микеланджело считая, что мыться крайне вредно и пользовался благовониями вместо воды.

«Хоть и был я человеком богатым, но жил всегда как бедняк», - скажет он о себе со временем. Он не был скуп, хотя его в этом обвиняли. Он помогал отцу, братьям, беднякам, одаривал помощников и сделал своего слугу Урбино богатым человеком.

Так случится, что спустя 22 года другой папа Клемент VII поручит Микеланджело исполнить на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд».

И Микеланджело в 1535 г. в 60-летнем возрасте без помощников приступает к работе. Размер композиции должен охватывать 144 квадратных метров площади. Для лучшей наглядности будущей фрески он наращивает верхнюю часть стены таким образом, чтобы она стала наклонной. Черпая вдохновение из двух источников: «Откровения Святого Иоанна» и «Ада» Данте, Микеланджело разрабатывает композиционно картину «Страшного суда».

В центре фрески Микеланджело помещает фигуру Христа, поднявшего правую руку в грозном жесте в сторону грешников, проклиная их. Он вершит суд. Рядом богоматерь в ужасе. Семь ангелов с семью трубами призывают на суд. Идет «суд божий». Около 400 фигур заполняют все пространство. Кругом сплетение обнаженных тел.

Одних демоны тащат в чистилище и даже в самый ад, который изображен в правом нижнем углу. Другие в образе блаженных духов парят, поднимаясь все выше и выше в рай. На многих лицах смятение, ужас, страх. И грешники и праведники движутся в общем потоке, извиваясь и корчась. Их движением управляет сила, которая вершит их судьбу.

Картина «Страшного суда» полна силы и чувств. Для Микеланджело она олицетворяет борьбу человека – одиночки с вселенскими силами зла.

Когда 31 марта 1541 г. состоялось открытие алтарной фрески «Страшной суд», она вызвала не только поток восхищения, но и резкое неприятие её. В святом месте столько обнаженных фигур. И только в 1565 г. папа Кий 4 дал распоряжение своему художнику Даниеле да Вольтерра «одеть» 25 фигур. Это «одевание» продолжалось до начала XVIII века и заключалось в драпировке фигур, чем испортило фреску. Микеланджело, к счастью, не довелось увидеть эти «одежды» на телах своих образов, так как в этом же году Великого Мастера не стало.



Капелла Медичи

Капелла Медичи при церкви Сан Лоренцо во Флоренции создавалась Микеланджело с 1520 по 1534 гг. с перерывами по заказу папы Льва X, который пожелал соорудить фамильный склеп Медичи. По договору скульптор должен был построить Новую ризницу и украсить её скульптурами.

По проекту Микеланджело капелла представляла собой помещение 11Х11 метров, перекрытое куполом, через который в гробницу проникал свет. Работе мешали бурные события, которые потрясали всю Италию. В 1525 г. север Италии захвачен Францией, на юге наступают испанские войска, дать отпор некому. Взят Рим. Флорентинцы, узнав, что папа Климент VII капитулировал, восстают и изгоняют тиранов Медичи из Флоренции. Но папа, желая сохранить Флоренцию за Медичи, заключает союз с Испанией и союзные войска осаждают Флоренцию. Флоренция сопротивляется. Микеланджело назначается генеральным комиссаром всех фортификаций, создает много укреплений для защиты города, проявляя себя как прекрасный инженер и строитель. Но силы были не равными и Флоренция пала. Восстанавливается власть Медичи, которая начинает расправу над противниками, в том числе и над Микеланджело. Папа Климент VII сообщает Микеланджело, что он будет прощен при согласии продолжить работу над капеллой Медичи.

Микеланджело в своих интересах идет на компромисс, покидает свое тайное убежище и возобновляет работу. Он остается республиканцем, врагом тирании и борцом за свободу. Он сделает так, чтобы его мысли и убеждения, его страдания от того, что случилось с Флоренцией, передать скульптурным образом в капелле.

Микеланджело создает две гробницы братьев Лоренцо и Джулиано Медичи. Помещенные в нишах стены скульптуры Лоренцо и Джулиано не имеют портретного сходства. Микеланджело облачает их в доспехи военночальников, делает их лица мужественными и даже красивыми. Лоренцо как бы в глубочайшем раздумье, Джулиано в готовности к действию. Перед каждой скульптурой Микеланджело располагает саркофаги, на которых он помещает четыре аллегорические фигуры: «Ночь» и «День» на надгробье Джулиано, «Утро» и «Вечер» на надгробье Лоренцо. Эти фигуры символизируют бег времени, они напряжены, тревога, беспокойство, трагизм, безысходность, предчувствие обреченности исходят от них. Что будет дальше? Нет ответа. В таком же состоянии безысходной тоски и «Мадонна с ребенком», находящаяся напротив алтаря капеллы.

Как отметил А. Дживилегов, исследователь эпохи Возрождения, в мраморах капеллы, носящей имя тиранов Флоренции, Микеланджело дерзко пропел лебединую песнь свободе Флоренции и выразил свою личную тревогу о будущем.



Портрет

В 1539г. Под воздействием событий во Флоренции Микеланджело создает мраморный бюст тирана убийцы Брута, наделяя его некоторыми своими чертами и как бы отожествляя себя с ним, как противник тирании Медичи и борец за свободу.

Люто ненавидя правителей Флоренции в силу разных обстоятельств ему все же пришлось служить двум папам из этого семейства резцом и молотком.

Практически до нас дошло мало портретов Микеланджело. Один из них – это портрет скульптора на фреске Кончеллерио в Риме работы Д.Вазари. В галерее Уффици (Флоренция) находится автопортрет Микеланджело. Эти два портрета схожи и предполагают, что написаны в одно время. На них Микеланджело изображен в пожилом возрасте. Но есть еще и прекрасный рисунок Автопортрет, находящийся в Лувре (Париж),написанный в более раннем возрасте.

Современники считали, что Рафаэль в фресках Афинская школа в образе полусидящего на ступенях лестницы в раздумье древнегреческого философа Гераклита изобразил Микеланджело, а в скульптурной группе ”Пьета” (Положение во гроб),1955г, Дуомо, Флоренция, Микеланджело в образе Никодима изваял себя.

Можно также верить мраморному бюсту Микеланджело на его надгробье.

Все изображения разные, так как принадлежат разным периодам жизни скульптора.

Кондиви писал о наружности Микеланджело следующее:” Микеланджело имеет хорошее телосложение, скорее жилистое и костистое...Но, главное,здоровье от природы благодаря как телесным упражнениям, так и воздержанию, будь то в плотских удовольствиях или в еде... Форма той части головы, которая видна в фас, круглая...Лоб в этом повороте четырехугольный, нос несколько вдавленный, но не от природы, а от того, что некий по имени Ториджано...,человек грубый и надменный, кулаком почти что отбил у него носовой хрящ...” Микеланджело получил этот удар в споре со своим соучеником.

В г. Каррара на пьяццо Дуомо находится скульптурная композиция – фонтан ”Гигант”, в центре которого угадывается Микеланджело. Чуть подальше дом, где жил Микеланджело, над входом в который прикреплена мраморная мемориальная плита, посвященная памяти Микеланджело Буонарроти.

Архитектор




После завершения работ в капелле Медичи в 1534г. Микеланджело покидает Флоренцию так и не смирившись с монархической властью и переезжает в Рим. Новый Папа Павел Ш назначает Микеланджело живописцем , скульптором и архитектором Ватикана.


Ещё во Флоренции в капелле Медичи Микеланджело удачно воплощает единство архитектуры и скульптуры. Этот дар его проявляется и при разработке проекта ансамбля римского Капитолия в 1538г. Микеланджело переносит в центр Капитолийской площади конную статую античности Марка Авремия, затем организует замкнутую с трех сторон площадь, выстроив великолепный Дворец Сенаторов, оформляет площадь установкой античных скульптур у Дворца.

Что касается строительства собора Святого Петра, то оно началось вестись в основном при Папе Юлии П по проекту Браманте. Но планы Браманте осуществлены не были в связи с его смертью. Руководили постройкой собора затем Рафаэль, Антонио да Сангалло, Перуцци, но отошли от проекта и только с назначением Микеланджело в 1547г. главным архитектором собора, удается сохранить первоначальный план Братанте, искаженный его последователями. При Микеланджело возводится большая часть собора. Против него устраивают заговор врачи и завистники в течении всего строительства. 85-летний Микеланджело требует освободить его от работ, на что Папа реагирует ”назначив” Микеланджело полновластным начальником постройки с правом строить и сносить что угодно, увеличивать, уменьшать и видоизменять как ему заблагорассудится и подчинив его воле всех помощников”(Д.Вазари). Микеланджело продолжает трудиться над строительством собора, внеся свои поправки в проект, улучшает его.

Но всё же главная его работа – разработка конструкции купола. И он создает гигантский по поразительной легкости и изяществу купол диаметром 42 метра. Сначала Микеланджело изготавливает макет купола небольших размеров из глины, а затем деревянную модель больших размеров. Всё рассчитано, всё продумано, будет обеспечена прочность конструкции и красота купола. Но купол уже будет сооружен после смерти Микеланджело как высший образец архитектурного таланта его создателя.

Личная жизнь

Жизнь Микеланджело была наполнена большим титаническим трудом ради любимого дела и внутренним торжеством, когда он получал окончательный результат. Он создавал скульптуры для людей, чтобы они могли общаться с ними как с живыми. Он любил человеческую красоту и ею жил. Он любил вообще всё прекрасное. Когда Микеланджело спросили, почему он не женится, он ответил:”И без женщин достаточно терзаний доставляло мне искусство, а детьми моими будут произведения, которые я оставлю после себя”.

Но все же в 63 года он знакомится с Витторией Колонна маркизой Пескара, поэтессой эпохи Возрождения, которая моложе его на 16 лет. Между ними вспыхивает любовь. Постоянные встречи, общие интересы, душа его наполняется женским теплом. Поэзия, любовь к прекрасному, размышления о смысле жизни, доверие друг другу и многое иное объединяет их. Микеланджело посвящает ей стихи:

Спустя столетья люди будут знать,

Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне,

И как я мудр,что полюбил тебя.

”Ваши произведения так прекрасны, что вызывают дерзкое желание еще большего, что кажется, невозможно, но вы превосходите самого себя...Если вы сегодня не работаете,приходите”...(Виттория Колонна).

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,

Мудрейшая, благая донна, - вам

Обязан всем я , и тяжел мой срам,

Что вас мой дар не так, как должно славит.

Я – отсвет твой, и издали тобою

Влеком в ту высь, откуда жизнь моя,-

И на живце к тебе взлетаю я,

Подобно рыбе, пойманный удою;
Но так как в раздвоенном сердце жить

Не хочешь ты, - возьми же обе части;

Тебе ль не знать, как нище все во мне!

И так как дух, меж двух властей, служить

Стремиться лучшей, - весь в твоей я власти:

Я сухостой, ты божий куст в огне!

Микеланджело Буонарроти.

Виттория Колонна изображена на фреске ”Страшный суд”, Ватикан, в образе Мадонны.

Через десять лет в 1548 г. его Виттория Колонна ушла из жизни. Это была тяжелейшая утрата. Микеланджело долго оставался отрешенным от жизни, его начинают терзать мысли о собственной смерти. Его произведения становятся еще более драматичными, а в 1555 г. он оканчивает скульптурную группу ”Пьета” (или ”Положение в гроб”), предназначенную для собственной гробницы, которую в приступе гнева он разрушает. И только талант и труд скульптора Тиберио Кальканьи позволяет восстановить композицию, которая сейчас находится в Дуоме, Флоренция.

Последние дни

Микеланджело продолжает работать над группой ”Пьета Ронданини” за шесть дней до кончины. Он уходит из жизни после непродолжительной болезни 18 февраля 1564 г. в возрасте 89 лет. По воспоминаниям современников в присутствии друзей и слуг Микеланджело продиктовал свою последнюю волю, чтобы его похоронили во Флоренции и выразил сожаление, что должен умереть тогда, когда он только начал читать по слогам в своей профессии.

Римляне похоронили Микеланджело в церкви Святых Апостолов в склепе. Но флорентийцы хотели похоронить его на родине. И тогда герцог Козимо Медичи, правитель Флоренции, поручает тайно перевезти тело Микеланджело под видом тюка с товаром , что и было сделано племянником Микеланджело.

Вся Флоренция прощалась с Микеланджело, его прах был помещен в церкви Санта Кроче, пантеоне великих людей Флоренции.

По проекту Д.Вазари было изготовлено надгробье, в центре которого бюст Микеланджело, который окружен тремя скорбящими аллегорическими фигурами: ”Живопись”, ”Скульптура”, ”Архитектура”.

Хочется закончить словами польского поэта Станислава Ежи Леца: ”Нелегко жить после смерти. Иногда на это нужно потратить всю жизнь.”

Квитченко Сергей

Бохум


Июль 2005 г.
Иллюстрации для статьи
1. «Пьета» Рим Собор Святого Петра

2. «Давид» Флоренция, Академия

3. Мадонна Брюгге Брюгге. Нотр Дам

4. Сикстинская капелла Ватикан

Свод, Фрагменты

5. Сикстинская капелла Ватикан

Фреска Страшный суд

6-7 «Моисей», «Рахиль» и «Леа» Рим. Сан Петро ин Винколи

8. «Умирающий раб» Париж. Лувр

9. «Брут» Флоренция. Барделло

10. Капелла Медичи Флоренция. Сан Лоренцо

и отдельные фрагменты

11. Купол собора Ватикан Собор Святого Петра

12. Пьета Флоренция. Дуомо


Портрет Микеланджело для статьи

один из ниже рекомендуемых

1. Автопортрет Флоренция, Галерея Уффицы

2. Автопортрет (рисунок) Париж Лувр



3. Портрет Микелланджело на фреске в Канчеллерно Рим
с. 1

скачать файл

Смотрите также: