Дихотомии Соссюра язык и речь


с. 1
Дихотомии Соссюра
- язык и речь

- синхрония и диахрония

- внутренняя и внешняя лингвистика
Фонетико-фонологический уровень языка
Единица языка – абстрактное понятие, так что нужно рассматривать единицу речи.

(Studentensprache – эмоционален)


Звук Фонема


Речь Язык

Фонетика Фонология


Единицы речи и языка связаны между собой, но различны.
Фонетика – одна из древних лингвистических наук (античность).
Первые наблюдения за особенностями произношения – 1-е вв. н.э. в Индии (разница между санскритом и пракритами в произношении) для объяснения правильной постановки органов речи для молитвы.
Различают:


  • Описательная фонетика (описание звуковой фонетики в настоящее время)

  • Историческая фонетика (рус. язык)

  • Сравнительная фонетика (родственные языки)

  • Контрастивная фонетика– появилась в 20 в.

Явно выраженная методологическая направленность.

Напр: сравнение русского и китайского языков: в рус. с изменением интонации не меняется значение слова, как в китайском или вьетнамском.



  • Экспериментальная фонетика (первая лаборатория – Л.В. Щерба)

  • Суперсегментная (надсегментная – изучаются единицы, большие, чем звук)

Основная единица фонетики – звук. Звуки речи обладают 3-мя видами признаков.



физические Акустические Артикуляции- биологические

Признаки онные призн.

Смыслоразличительные

Функциональные признаки

Фонологические

Фонетика и фонология изучают разные аспекты звука.
Число звуков беспредельно, они зависят от здоровья, настроения говорящего, природных условий.
Число фонем, напротив, ограничено, т.к. иначе оно не поддавалось бы изучению.
Классификация Звуков
Сонорные имеют св-ва и согласных и гласных.
Гласные классифицируются по подъему и ряду. Учитывается также лабиализация, а в нем. –долгота.
Согласные классифицируются:
- по способу и месту образования

- по акустической характеристике (шумные/щелевые, однофокусные – с,з/ двухфокусные – ж,ш)

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
3 фазы артикуляции:
выдержка

экскурсия рекурсия


В фазе экскурсии органы речи принимают определенное положение.

В потоке речи (особенно при спонтанной речи) звуки видоизменяются.
Фонетические процессы


  1. Комбинаторные




    1. Аккомодация – приспособление артикуляции 2-х соседних звуков (гл. и согл.)

Воля (у – звуковой гешпенст)

Шест/шесть – регрессивная (конечный мягкий согласный действует на гласный корня)

Рад и ряд – прогрессивная ( влияние р)


    1. Ассимиляция – уподобление однородных звуков друг другу.

Ложка – глухой «к» влияет на предыдущий звонкий «ж» и уподобляет его себе.
Каждый случай ассимиляции нужно анализировать:
- по направлению (регрессивный/прогрессивный)

- полная/частичная (сжечь/ложка)

- контактная/дистантная (взаимодействующие звуки стоят рядом/ «хулюган» – по ряду, т.к. «у» - заднего ряда – действует принцип речевой экономии)

- по принципу взаимодействия (ряд, подъем)

- узаконенная/неузаконенная в орфографии ( ложка – неузаконенная; свадьба – должно писаться «т», но в результате регрессивной ассимиляции «б» уподобляет себе «т»)


    1. Сингармонизм – разновидность прогрессивной ассимиляции в области гласных.

Встречается в тюркских, финно-угорских языках, для русского не свойственно.

Пример: в тюркском суффикс мн. числа зависит от гласной корня damlar(тарелка), gueller(роза, цветок).

Венгерский Koeszonoem – спасибо, seretlek – я тебя люблю (аффиксы стандартные).


    1. Диссимиляция – процесс, обратный ассимиляции; расподобление звуков.

Бомба – есть вар. бонба (расподобление по месту образования – один стал переднеязычным; контактная, регрессивная, неузаконена в орфографии).
Februar – februra – februer – феврарь (было) – узаконенная в орф., легче произносить


    1. Метатеза – перестановка звуков

- при заимствовании

Мрамор – marmor (lat.)

Тарелка – teller (нем.)

- историческое развитие языка

Длань – ладонь

- в детской речи

Чесахловакия

Крадват


Салатка


    1. Диереза – выпадение звука

Лестница, сердце


    1. Эпентеза – вставка

Энтот, какава, радива


    1. Протеза – надставка

[oчо]

[окто]


[aхт]

[осемь]

Рус. – гусеница, раньше - усеница

Тюркские – ыштаны




    1. Гаплология – выпадение одного из двух одинаковых слогов.

Минерало(ло)гия

Знаме(но)носец




  1. Позиционные – зависят от большей/меньшей отдаленности от ударного звука.




    1. Редукция:

- качественная (воды, вода, водовоз [ъ, ʌ, о]

- количественная (бур – бурав – буровой)



    1. Оглушение звонкого согласного в конце слова, морфемы

ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ


Звуковые законы – изменения звуков, происходящие в диахронии (в историческом развитии), в отличие от фонетических процессов, которые происходят в синхронии.
Понятие ЗЗ открыто в начале 19 в., когда начал формироваться сравнительно-исторический метод. Один из основоположников этого метода – Якоб Гримм – доказывал родство германских языков, сравнивая их с остальными индоевропейскими, и вывел при этом закономерности звуковых чередований.
1816 г. – 4 основоположника сравнительно-исторического метода:

Франц Бопп («Prinzipien der Sprachgeschichte»)

Размус Раск

Якоб Гримм

Александр Востоков
Якоб Гимм считал, что соответствие звуков только тогда является законом, если оно неоднократно повторяется.
Понятие и определение звукового закона было дано во второй половине 19-го века представителями младограмматического направления.
Звуковой закон – регулярные фонетические явления, имеющие место в данном языке, в данное время на определенной территории при определенных условиях, и не знающие исключений.
Великий сдвиг гласных в английском языке (с 16 по 18 в.) – долгий «а» перешел в эй (name), долгое «е» в краткий “и” (feet), долгий «о» в «у» (moon).
Падение глухих гласных в русском языке в конце 11- нач. 12 в. – звуки [ь] и [ъ] исчезли в слабых позициях и стали четкими в сильных:
Дьнь -> д’ен’

Сънъ -> сон

Перестроилась система гласных фонем в р.я. Система звуков меняется очень медленно.
Закон Гримма
1 часть – германское передвижение согласных - Die erste (germanische) Lautverschiebung

с 20 в. до н.э. по 5 в. до н.э. ( die Voelkerwanderung)

Место действия – вся Европа
В результате L.V. германские языки отделились от индоевропейских.


Индоевропейские глухие взрывные

германские глухие щелевые

p

lat. Pater

lat. Pes


f

germ. Vater, father

germ. foot, Fuss


t

ты

три



th

thu


three

K

lat. cor


H

Herz, heart






И-е звонкие взрывные

Герм. глухие взрывные

b

grich. baite



p

paida (одежа пастуха)



d

lat. duo


t

gott. twai (=> engl. two)



g

lat. ager



k

gott. akrs






И-е звонкие взрывные придыхательные

Герм. взрывные непридыхательные

bh

sanscr. bharami



b

gott. Baire (bringen)



dh

sanscr. madhu



d

alt. engl. needu



gh

sanscr. stighnomi



g

gott. steiga (steigen)


2 часть – Hochdeutsche Lautverschiebung


Немецкие диалекты:

- Nieder(platt-)deutsch – не было передвижения, близок датскому, англ.

- Mitteldeutsch

- Hochdeutsch


Началось на юге Германии.


Глухие взрывные

Аффрикаты

Щелевые

p

gott. Pund

alt saechs. slapan


pf

ahd. pfunt



ff
ahd. slaffan (schlafen)

t

gott. Tinhan

as. etan


ts

ahd. ziohan (ziehen)




зз
ahd. eззan

k

gott. kaurn

as. makon


kch

ahd. kchorn (korn)



hh
ahd. mahhon (machen)




Взрывные звонкие

Взрывные глухие

b

gott. Burg



p

beyer. purk



d

gott. Dagss



t

ahd. tag


g

gott. giban



k

beyer. kepan


Размус Раст (датчанин) за несколько лет до Грима открыл 1-ю LV(1814 г.)


70-80 гг. 19 в. нашли Ausnahme
«Об одном исключении закона Грима» - закон Вернера
ФОНОЛОГИЯ
Ранее изучали фонетику, звуки речи, спонтанные изменения и изм. в диахронии.
Звук не имеет смысла, но может различать смысл более крупных языковых единиц.
Фонология как самостоятельная научная дисциплина возникла в 20-30-е гг. 20 в. Однако элементы фонологии присутствовали еще в Др. Индии: монахи учитывали смыслоразличительную роль звуков в санскрите.
20 в. И.А. Бодуэн-де-Куртене (современник Вернера) – один из предшественников современной фонологии.
Н.С Трубецкой – основатель фонологии, работа «Основы фонологии» (нем. Изд. «Grundzuege der Phonologie»). Представитель пражской лингвистической школы (уехал в Прагу с Романом Якобсоном) – одной из 3-х школ структурализма, сформировавшейся на основе идей Ф. де Соссюра.
Школы структурализма:
- пражская

- копенгагенская

- американская дескриптивная лингвистика
Отталкиваясь от дихотомии Я и Р Соссюра, Трубецкой пишет:

«Поскольку уже существует наука о звуках речи, должна существовать наука о звуках языка».



«Фонетика так относится к фонологии как товароведение к политэкономии».
Исходным понятием для Трубецкого послужило понятие Фонологическая оппозиция (ФО).
Фонологическая оппозиция – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение 2-ух слов данного языка.
Исследовал материал более 200 языков мира.
В нем. Яз. Мягкость/твердость согласных не имеет смыслоразличительного значения, но: мол/моль в рус.
Долгота гласных в русском не различает значения слов в отличие от немецкого: kam – Kamm
Исп. Pero (aber) – perro
Сравнивая звуки, следует выделять интегральные и дифференциальные признаки 2-ух звуков
Фонема существует за счет того, что представлена определенными буквами.


д/т

д/к

д/с’

ИП

ДП

ИП

ДП

ИП

ДП

- согласные

- участие голоса

- согласные

- участие голоса

- согласные

- участие голоса

- взрывные

- взрывные

- шумные

- переднеязычные

- твердые

- место образования

- переднеяз.

- способ образования

- твердые

- шумные

- шумные

- мяг./тв.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФО ПО Н.С. ТРУБЕЦКОМУ
Принципы классификации:

I.По отношению к системе оппозиций в целом (сравнивая с др. фонемами):

1.Одномерные и многомерные;


Одномерными называют ФО, члены которых характеризуются набором ИП, в совокупности не встречающихся ни у одной другой фонемы данного языка (д/т)
Многомерная (д/к), (д/с’)
По мере уменьшения числа ИП возрастает вероятность того, что оппозиция будет многомерной.

2.Пропорциональные и изолированные


Пропорциональные – ФО, члены которых находятся в отношениях, аналогичных отношениям между членами других оппозиций (как правило, парные по гл./Зв., тв./м.)
б/п – пропорциональная

ДП – участие голоса (б/п=т/д)


Изолированная – ц/ч

II.По отношению между членами оппозиции (только 2 фонемы)

1.Привативные


Привативные – ФО, один член которых характеризуется наличием, а другой – отсутствием того же признака.

г/к (+/- по звонкости, -/+ по глухости


2.Ступенчатые (градуальные)


Поступательная (только для гласных) – ФО, оба члена которых хар-ся наличием одного и того же признака, выраженного в разной степени.

у/о (бинарная) – лабиализация и подъем

у/о/а (тринарная) – раствор рта

3.Эквиполентные (равнозначные)


Эквипалентные – ФО, члены которых логически равноправны (т.е. все оппозиции, состоящие и согласных и не являющиеся привативными, т.е. парными по гл./Зв., тв./мяг.)

III.По объему смыслоразличительной силы

1.Постоянные

2.Нейтрализуемые


г/к – непостоянная
гора/кора (полная смыслоразличительная сила)
рог/рок (нейтрализуемая – снятие противопоставления по гл./Зв.)
р/л – постоянная, ее члены различают смысл слов в любой позиции

рак/лак, балка/барка, бал/бар

Оппозитивный метод анализа языка – один из методов лингвистического анализа (по сфере приминения шире, чем фонематика, можно рассматривать слова, словосочетания, предложения, тексты – любую языковую единицу).
ДИСТРИБУЦИЯ ФОНЕМ
Понятие дистрибуции было сформулировано в рамках американской дескриптивной лингвистики в 20-30-е гг. 20 в. (Трубецкой не вводил данное понятие). Глисон «Введение в дескриптивную лингвистику».
Дистрибуция – это совокупность окружений, в которых может встречаться данная фонема, в отличие от тех окружений, в которых она встречаться не может.
3 модели дистрибуции:
- дополнительная;

- свободное варьирование;

- контрастное.

Дополнительная дистрибуция – если 2 звука никогда не встречаются в одинаковом окружении, они являются комбинаторным вариантом 1 фонемы.
Пример: рус. ы-и

Мыл (тв.) – нил (мягк.)

Ich-Laut - Ach-Laut
Аллофоны («алло» - вариант, единица по отношению к общему) – варианты фонемы.
Свободное варьирование – если 2 фонемы встречаются в одинаковом окружении и могут заменять друг друга без изменения смысла слова, они являются факультативными вариантами 1-ой фонемы.
Пример: варианты фонемы «r» в нем. языке
Контрастная дистрибуция – если 2 фонемы встречаются в одинаковом окружении и не могут заменить друг друга без изменения смысла, они являются представителями 2-ух разных фонем.
Пример: дом – ком; сом – сам; сон – сок
Понятие Д также применимо не только к фонетике.
Дистрибуция:

- мелкая (ближайшие элементы)

- глубокая
Морфемы:

Сь/ся – дополнительная Д, т.к. данные морфемы имеют одинаковое значение, но разное окружение


Сахара – сахару – свободное варьирование
Слова: haben/sein – доп. Д

Это понятие легло в основу дистрибутивного анализа, являющегося одним из методов структурного анализа в американской лингвистике.


Язык индейцев Америки разительно отличается от всех европейских языков.
Бихейвиоризм – поведенческая психология. В основе – идеи американского структуралиста Блумфилда, считающегося одним из основоположников американской дескриптивной лингвистики. Монография Блумфильда «Язык» является библией американского структурализма.

Блумфилд исходит из того, что поведение человека представляет собой цепочку стимулов и реакций, которые могут быть как практическими, так и речевыми. Иногда речевые стимулы реакции более важны, чем практические и могут привести к практической реакции. (Чужие слова могут быть стимулом для чужой практической реакции.)


Основные фазы дистрибутивного анализа:


  1. Сегментация текста - возможность услышать паузы, которые воспроизводятся как границы между фразами.

  2. Субституция (подстановка) – проверка смыслоразличительных фонем на реакции человека

  3. Сведение фонов в классы – объединение всех аллофонов в одну фонему и получение фонетического состава языка.

  4. Определение дистрибуции фонем – определение и установка возможного сочетания фонем.

Модель для начала/сер./конца слова. Напр. В рус. яз. нет сочетания хб.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМА
Письмо – это величайшее изобретение человечества, которое возникло ~ тысячу лет назад.
Причины возникновения – ограниченность человеческой речи в пространстве и времени.
Письмо – система звуков, воспринимаемых зрительно и служащих средством обмена информацией.
Письмо (в широком смысле) – все, что воспринимается зрительно, любые семиотические системы. Язык дыма в саванне, зарубки на деревьях в лесу.
Наиболее распространенные виды «письма» в шир. смысле – кипу (узелковое письмо), вампум.


Система письма

Пиктография

- (как основн.)



Идеография

25%


Слоговое письмо

25%


Консонантное письмо

10%


Консонантно-вокалическое письмо40%







фонография

Письмо в узком смысле появилось с возникновением материала, на который сознательно и целенаправленно наносились значки.


Пиктография («пиктус» - нарисованный, «графо» - пишу) – письмо рисунками. Ни один народ не использует как самостоятельную систему, поскольку каждый элемент этой системы – пиктограмма – не передает звучания.
Трудно определить момент разделения (дивергенции) живописи и пиктографии.
Некоторые пиктограммы имеют условный характер (для обозначение абстрактных понятий):

$ - противоречивое свидетельское показание; сердце, пронзенное стрелой – любовь.


Дети часто используют пиктографию.

«Письмо юкагирской девушки» (небольшой народ в Сибири) сохранилось в золе.

В рукописях индейцев обнаружено много условных пиктограмм (змея с короной – удача).

Использование той или иной системы письма напрямую зависит не от интеллекта народа, а определенного грамматического строя языка.
Полисинтетическая – языки, в которых слово может обозначать предложение.

В пиктограмме – ситуация видоизменяется, нет связи речевого потока, его структуры.


Пиктография – международное письмо, наглядное и доступное, не имеющее языкового барьера.

НО: ограничение данной системы письма заключается в разных толкованиях пиктограммы и сложностях при передаче отвлеченных понятий.


В современном мире пиктограммы используются в рекламе, в наглядном оформлении современного города.
Пиктография трансформируется в ИДЕОГРАФИЮ («ideo» - понятие) – письмо понятиями.

В чистом И виде встречаются в исскуственных языках науки, математики, физики.



Цифры – письмо понятиями (каждый значок передает понятие) наглядна, независимость звучания от изображения.
Идеография
В естественных языках – китайский (древнекитайский). Иероглифика не система письма.
Помимо кит., идеографией пользовались следующие языки:

Шумерский

Хеттский

Майа


Ацтекский

В чистом виде та или иная система письма практически не встречается, поэтому в любом языке есть отклонения.




Идеограммы

Изобразительные (была пиктограмма)

Условные (абстрактные) знаки

Составные

Ren2

Yi1

Nin2

Shan4

Zhong1

Hao3

Китайцы пытались создать звукобуквенное письмо, но не стали в связи с тем, что прервется традиция.


Искусственное письмо – чукча Теневиль изобрел язык ~ 1т. знаков
У некоторых народов язык изобретали императоры.
Идеография более совершенна, чем пиктография, значение точнее отражает язык, передавая на письме не только содержание речи, но и ее членение на слова. Преимущество идеографии перед фонографией – экономность; недостаток – громоздкий хар-р знаков и трудность при передаче грамматических формул.

И. фиксирует сообщение дословно и помимо словарного состава передает порядок слов.

Знаки в идеографии не изобретаются, как в пиктографии, а используются уже готовые.
Слоговое письмо (силлабическое) – система знаков, где каждый знак обозначает слог. Сложная, представлена разными вариантами.
Историческое формирование слоговых систем шло различными путями:
I. возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или возникшие на их основе.

Шумерская, ассиро-вавилонская, минойская, Урарту, майя, библосское, кипрское


Ни одна из этих систем не является просто слоговой. Больше инфо о майа, расшифровал Ю. Кюразов.
Возникло на основе иероглифики, сложнее выделить в составе слова слог. Должны рассматривать слоговое письмо как первый вид фонографии (знак передает звучание).
Слоговая система появляется в том языке, где слова можно разделить на слоги.
Число звуков достигает лишь нескольких сотен.
Критское слоговое письмо – возникло из идеографического письма. Конец 19 – нач. 20 в. англю археолог Эванс раскопал на о-ве Крит памятники доэллинской цивилизации. Назвал культуру минейской. Обнаружил эллинские таблички.

Знаки – схематичны. Минимально оформленное линейное письмо (значок = слог)


Попытки расшифровать. Удалось в 50-х гг. XX в. М. Венрису (англ.). Доказал, что критско-минейское слоговое письмо – слоговое письмо на греческом языке.
Грамматология – наука о письме.
Ф. Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы. Розетский камень был обнаружен солдатом Наполеона. Надписи древнеегипетскими иероглифами и древнеегипетским демотическим письмом с переводом на древнегреческий.


  1. слоговые системы, появившиеся на основе консонантно-звукого письма путем его вокализации (эфиопское, индийское).

Индийское письмо – две древнейших слоговых письменности ( брахми и кхарештхи – 4-3 вв. до н.э.)


Современное слоговое письмо Индии – «деванагари». Сначала передавало санскрит, а затем и современные индийские языки. 33 знака (силлабемы), каждый из которых обозначает согласный+а. Каждый знак имеет подстрочный/надстрочный знак, подстрочный запретительный знак – вирама.


  1. системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографии для обозначения грамматических аффиксов ( японское письмо канна).

Китайские иероглифы передают в японском корень слова, отдельные иероглифы передают грамматическое значение.




  1. новые изобретенные в 19 – нач. 20-го в. слоговые системы предназначены для небольших народностей Америки, Азии, Африки.

Письмо, придуманное индейцем Секвойа для племени чероки, 85 знаков. Латинских букв не хватило, изменяя их придумал спец. Обозначения.


Консонантное письмо – древнейшая разновидность буквенного звукового письма. Возникла и закрепилась в тех языках, где значение корня связанно с согласными звуками, которые и обозначаются на письме отдельными буквами.

Гласные не имели отдельных букв, домысливались при чтении. Это делало письмо:

- экономичным

- менее точным в передаче речи


В арабском и еврейском со временем стали обозначаться и гласные с помощью особых диакритических знаков ( согласные пишутся в строке, а гласные – над или под), в древнееврейском – «шво», арабском – «харакаты»). В начале и конце пишутся по разному.
Арабское письмо оформилось в 8 в. (достигло наивысшего расцвета). 28 согласных и полугласные + несколько диакритиков над или под текстом. Стоит на 2-ом месте после латиницы по распространенности.
Система письма находится в тесной зависимости от структуры языка.
Консонантно-вокалическое (вокализовано-слоговое) письмо – изобретено в 1 т. лет до н.э. др. греками, которые заимствовали письмо у финикийцев.
Финикийское письмо – консонантное, происхождение неясно. Версии происхождения: египетская, ассиро-вавилонская, критско-минойская, самостоятельное происхождение.
Финикийское письмо состоит из 22 знаков, которые обозначают согласные или полугласные. Направление письма – справа налево.
Греки добавили обозначения гласных, но писали также справа налево, затем перешли на письмо «бустофедон» (пиши, как пишет вол), уже после – слева направо.
Греческое архаическое письмо


Западное Восточное




Этрусское (до сих пор не расшифровано) греческое классическое




Латинское Греко-византийское




Современная латиница готское сл. глаголица


грузинское армянское слав. кириллица



Сербское болгарское русское
Алфавиты для народов СССР

Многие системы письма до сих пор не расшифрованы. Этруски – не сохранилось письменных памятников, кроме надписей на надгробиях. Этр. Царь Меценат поддерживал развитие культуры и науки римлян «загробная пелена» - мумия запелената в бинты с текстом по спирали - «Фесский диск».


СЛАВЯНСКОЕ ПИСЬМО
О существовании славянской азбуки известно со 2-ой половины 9-го века, когда славяне приняли христианство. Распространение христианства осуществлялось немецко-католическим духовенством, службы велись на латинском.

Моравийский князь Ростислав пригласил из Византии людей, хорошо знавших славянский язык – братьев Кирилла и Мефодия (переводили греческие книги на славянский).

Не подлежит сомнению существование у славян 2-ух азбук: кириллицы и глаголицы.
Глаголица – более сложное начертание. Сейчас г. Используется только в Чехословакии на небольшой категории.
Кириллические буквы восходят к греческому, каждая из которых обозначает цифру:

Аз-1, веди-2, глаголь-3, како-20, слово-200, ферт-500, тьма – 10 т.


Т.о. кириллица не слепое подражание греческому алфавиту, а качественно новое письмо, хорошо отвечающее звуковому строю древнеславянского языка. Киррилица получила широкое распространение в Сербии, Болгарии и на Руси, послужив основой для формирования современных письменных систем сербского, болгарского и русского языков.

Но до сих пор не решен вопрос: какая азбука - глаголица или кириллица создана раньше и кем.


РУССКОЕ ПИСЬМО

Сущ. с конца 10 – нач. 11 в., когда восточные славяне вместе с принятием христианства ввели кириллическую азбуку, которой были написаны богослужебные книги из Болгарии и Византии. Древнейший письменный памятник кириллического письма – «остроумово евангелие»(1056 г.) – текст не разделен на фрагменты, из знаков препинания только 1,2,3,4 точки подряд, обозначающих паузы в тексте. Пробелы начали появляться только с 14 века, окончательно установились только в 16 в. с появлением книгопечатания.


2 реформы рус. письма:

1) петровская (нач. 18 в.)

Суть реформы – упрощение состава рус. алфавита и упрощение написаня
2) советская реформа (1917-18 гг.)

1 -> и, устраняютя фита, ижица

z.f.: буквенно-звуковое письмо наиболее удобно для большинства народов мира, оно обеспечивает точную передачу звучания при помощи ограниченного числа знаков, т.о. главной особенностью данной ситемы письма является ее тесная связь с фонетикой конкретного языка и простота употребления.
Пазиграфия – международное смысловое письмо.

Жан Эфель занимался разработкой пазиграфии.

Есть транскрипция и стенография, возможно появилась в Др. Риме: секретарь Цицерона Тирон – «тиронские знаки»

Современная система стенографии:



  1. геометрические

  2. курсивные

Зависит от длины слов в языке: англ., фр. – геом.; рус, нем. – курсив.

Система разработана Соколовым.


ГРАММАТИКА

Грамматика изучает грамматический строй языка. Возникла почти одновременно с фонетикой. Уже в Древней Индии.


Грамматический строй языка заложен 2-ми основными свойствами:
- абстрактность

- устойчивость


Основные разделы грамматики:

- морфология

- синтаксис

МОРФОЛОГИЯ – учение о форме. Основная единица – морфема.


Морфема – минимальная значимая несамостоятельная единица языка.

В зависимости от выражаемого значения морфемы подразделяются на:

- корни выражают вещественное, лексическое значение

- аффиксы – лексико-грамматическое, практическое, деривационное или чисто грамматическое (реляционное).


Аффиксы классифицируются по следующим принципам:

- по положению относительно корня

- по функции

- по употребительности


Слово, обладая коммуникативной функцией, указывает на предмет (вещественное значение).
Денатат – предмет, обозначающий данное слово.
Флексия не несет указания на предмет.
Реляционное отношение между словами:
- суффиксы – очк-, -ечк- уменьш.-ласк. Значение; -ищ- преувелич. Лексико-грамматическое значение.
Морфемы
Корни суффиксы
Положение относительно корня


Префиксы интерфиксы постфиксы




Суффиксы флексии

Префиксы встречаются не во всех языках и тогда слово всегда начинается с корня (напр. Тюркские)

(привести примеры рус., нем., англ., лат.)

Интерфиксы – явление редкое, есть в русском, латинском.

Vici; vinco – интерфикс (указание на наст. Время) – значимая морфема.

Постфиксы:

- флексии есть только в тех языках, где есть падеж (нет в англ.)

- суффиксы есть также в языках, в которых никогда не бывает постфиксов – суахили (банту) – до 5 префиксов, но нет постфиксов (тюркские)
Нулевые аффиксы – значимое отсутствие аффикса
Им., Вин. Розы

Род. Роз (=значение присутствия в др. языках)


Могут быть нулевые суффиксы

Умный - умнейший

(разная степень качества по сравнению с превосходной степенью, положительная имеет нулевой суффикс)

Нулевой префикс: делать – сделать (1 формы 1-го слова)


Правила выделения морфем в слове
Нужно построить оппозицию
Вода – водой (2 морфемы – 1 оппозиция)
Необходимо построить форму-оппозицию с другой флексией
Водяной – водяным – вода (3 морфемы – 2 оппозиции)

Подводный – подводного – надводный – вода (4-3)


Число морфем в слове на 1 больше числа оппозиций, необходимых для выделения данных морфем.
Основа слова – часть слова без окончания.
Виды основ:
1. Осн. = к. – простая, непроизвольная (лес) – 2 морф.

2. Осн. = пр. + к.

К+с - производная

Пр.+к+с


3. осн. = к.+к.+… - сложная (самовар)
Горка/варка

ИП – 1. сущ.

2. произв. осн.

3. 3 морф.

4. неодуш.

5. ед.ч.


6. ж. р.

7. Им. Пад.

ДП - 1. произв. осн. – именная/ произ. Осн. глаг.

произв. осн. – глагол.

2. значение суф. – уменьш./процессуально-дйственное

3. формообраз. Ограничение на обр. мн.ч. – варка)


Горка/разведчик

ИП – 1. сущ.

2. производн. Осн.

3. ед. ч.

4. падеж

5. есть суффикс

6. есть флексии
ДП – 1. неод./одуш.

2. род – ж/м

3. произв. осн. –именная/глагольная

4. знач. Суф. – уменьш./ проф., род деят.

5. флексии – нулевая мат. Выр.

6. есть преф./нет.


Морфологические процессы
Морфологические составляющие слова не остаются неизменными:

- опрощение

- переразложение

- усложнение

Зонтик (можно обр. пад. Форму, отбросить суф.) - усложнение

Zonnedek из гол. – при заимствовании слово воспринимается как морфема.



НО: в рус. очень продукт. Модель словообр. на –ик на данный момент – производн.
с. 1

скачать файл

Смотрите также:

Ицик Марголис
150.09kb. 1 стр.